пятница, 17 февраля 2012 г.

Что у вас новенького?


 "Что у вас новенького? А есть что-нибудь для меня?" - спрашивают библиотекари у методиста, к которому по каким-то причинам давно не заглядывали. Понимая ситуацию, идем навстречу сами. Открываем рубрику "Что у нас новенького",  посвященную новым материалам, поступившим в метод. кабинет.

Представляем вашему вниманию новые книги и пособия, которые поступили в методический отдел в 2011 году. Их было не так много. Большинство из них касается юридических, правовых вопросов организации библиотечного обслуживания, а также проблем развития информационного общества и роли библиотек  и чтения в нем.

1. Библиотека и закон: юридический журнал – справочник. Вып. 29 (2,2010).  М. , 2010. – 384 с.


В этом номере вы найдете

1. Распоряжение Правительства РФ от 13 июля 1007 г. «Социальные нормы обеспечения услуг общедоступных библиотек». Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований (РБА, 2007).
-           Комплект документов о размещении заказов на поставки товаров (ФЗ №94), а также по правовому  регулирование деятельности библиотек в системе государственного и муниципального заказа. Разъяснения по данным законодательным актам дают В.К. Клюев (МГУКИ) и О.Ф. Бойкова (РГБ)
2. Библиотека и закон: юридический журнал – справочник. Вып. 30 (1,2011).  М. , 2011. – 384 с.
-          Номер посвящен Закону РФ  №83- ФЗ. Опубликованы документы для регионального и муниципального правотворчества. Перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями культуры. Комментируют новое положение библиотек видные библиотековеды из Санкт-Петербурга  С.А. и Л.В. Куликова (РНБ)
-          Кроме того, продолжается публикация свода законодательств о культуре субъектов РФ, законы о культуре регионов (Ростовской, Самарской и др. областей).
3. Новый проект Закона о культуре РФ обсуждается с октября 2011 года.  Познакомиться с содержанием проекта вы сможете, перейдя по ссылке www.rg.ru/2011/10/26/kultura-site-dok.html.
4. В  2011 году опубликован приказ Минкульта  РФ от 01.09.2011 г. №906. «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений  культурно-досугового типа и библиотек». Приложением к нему  являются Методические рекомендации по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек.

5. Кузьмин Е. И., Мурована Т. А.  Доступ к правовой и иной социально значимой информации в библиотеках России. Развитие правовой культуры граждан. Аналитический доклад. – М.: МЦБС, 2011. – 288 с.
-        В книге представлены материалы всероссийского мониторингового исследования  по вопросам организации Центров социально-правовой информации в России. Интересны приложения, в частности, интернет-ресурсы, указанные библиотекарями страны  в качестве источников электронной правовой, деловой, экологической, муниципальной информации.

6.  С опозданием, но все-таки поступила к нам книга Коряковцева, Н. А. Чтение и образование в информационном обществе : учебное пособие / Н. А. Коряковцева, В. А. Фокеев. – М. : Литера, 2009. – 208 с.

-       Цель пособия – показать место информации, знания, книги, чтения на различных этапах развития общества, а также их роль в формировании человека. Рассматривается современная библиотека как не просто информационный, а информационно-образовательный центр. Пособие рассматривает такие понятия, как информационная культура и ее компоненты. Библиографический компонент  в современных условиях видоизменяется. Вводится новое понятие постпрото(нео)библиография. Это начальный этап новейшей информационной цивилизации.

7. Тему информационного общества затрагивает и книга МакМенеми, Д. Предоставление электронных услуг : руководство для публичных библиотек и центров обучения / Дэвид МакМенеми, Алан Поултер ; пер. с англ. Е. М. Зайцевой, К. Ю. Волковой, под ред. Я. Л. Шрайберга. - Москва : Омега-Л, 2006. - 246 с.
-     Основная задача книги, как заявляют авторы, дать читателям возможность работать творчески, используя  ИКТ для общественного блага. Затронуты вопросы устранения проблем в ИКТ, поддержки служб электронного правительства, структуры порталов и оцифровки местного контента.
В этом пособии раскрывается стратегия развития британских библиотек, которая заключается в том, что правительство осознало ценность этих учреждений как образовательных, способных решить проблему всеобщего непрерывного обучения и социальной адаптации любого гражданина страны. В 1990-х Великобритания столкнулась с теми же проблемами, что и мы сейчас: на уменьшение кол-ва читателей  многие библиотеки перепрофилировались в т.н. «Хранилища мысли». Эти ультрасовременные библиотеки располагаются в оживленных и общедоступных торговых центрах и сочетают непрерывное обучение ИКТ и с выдачей книг и справочными службами. Многие библиотеки ответили обустройством интернет-кафе, оснащенных удобными диванами, на которых можно посидеть и посмотреть книги и журналы.
Пособие подробно и детально рассматривает первоочередные задачи публичных библиотек Британии, каким образом осуществляется поддержка электронного правительства. Есть глава, посвященная проектированию веб-сайтов, сетей интранет и порталов.
Полностью согласна с утверждением авторов: «Образование и ИКТ дают публичным библиотекам шанс процветания и возможность внести вклад в формирование более достойного и целостного общества. Идеализм и чувство собственной истории – это особый дар, которым обладают библиотекари. Они должны быть хранителями и  пропагандистами не информации как таковой, а разума – дара, который превращает информацию в знания, затем - в понимание, рассудительность, и в конечном итоге  - в мудрость».
8. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю : пособие для учителей общеобразовательных учреждений /  Т.Г. Галактионова, Е. И. Гринёва и др. – М. : Просвещение, 2011. – 88 с. – (Работаем по новым стандартам).
-          Пособие не только для учителей, но и для библиотекарей, желающих процесс приобщения ребенка к чтению сделать творческим. «Отбросьте стереотипы, попробуйте всё сами, наберитесь терпения!» - обращаются авторы книги к учителям, библиотекарям и будут правы. В возрасте 7-9 лет  ребёнок переживает трудный период своего читательского развития: переход от слушателя, зрителя к читателю. Главная наша задача – добиться, чтобы ребенок читал без принуждения. В пособии рассматриваются научно-методические основы процесса чтения, диагностические методики. И самое главное, проекты по развитию чтения для разных возрастов. Кроме того, авторы предлагают воспользоваться проектами образовательной программы «Успешное чтение» на сайте  www.dnevnik.ru

Если есть вопросы, уточнения, пожелания по новой рубрике, с удовольствием ответим! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы хотите оставить комментарий, но не знаете, КАК? Очень просто!
- Нажмите на стрелку рядом с окошком Подпись комментария.
- Выберите Имя/URL.
- Наберите своё имя, строчку URL можете оставить пустой.
- Нажмите Продолжить и комментируйте! Спасибо!